Флора и фауна в творчестве Рене Лалик. Часть 1. Украшения

Рене́ Лали́к (фр. René Jules Lalique; 1860-1945) —  французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся творцов эпохи ар нуво (Art nouveaux).

Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма. Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Разносторонность его таланта поражает: он был изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия, уникальным дизайнером интерьеров и искушенным предпринимателем, .

Рене Лалика называли одним из лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.

Его ждала карьера респектабельного ювелира, создающего украшения по известным образцам, но традиционное ювелирное дело с использованием драгоценных металлов и баснословно дорогих драгоценных камней с правильными геометрическими формами, быстро наскучили Рене с его живым воображением и беспокойным характером. Он твердил, что намерен «пробовать что-то новое и возмутительное» — и эти слова стали главной темой его творчества.

Лалик стал настоящим революционером в ювелирном искусстве. Он смело экспериментировал в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Романтик и мечтатель, Рене Лалик придерживался правила, которому компания Lalique верна до сих пор. Это правило трех F: Femme, Faune, Flora (“женщина, фауна, флора”). В его творениях всегда присутствовал один из этих мотивов, а иногда и все три сразу.

Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради красоты обыкновенного стекла. Владельцы ювелирных салонов смеялись ему в лицо, когда он показывал свои «возмутительные» эскизы, но стоило гениальному мастеру воплотить свою идею в материале, они готовы были заплатить ему любую сумму и умоляли повторить изящный шедевр в нескольких экземплярах.

Критики и опытные ювелиры шумно возмущались стремлением Лалика изменить устоявшиеся стереотипы в ювелирном искусстве и сочетать драгоценные металлы с дарами природы — жемчугом и черепаховым панцирем, янтарем и слоновой костью, рогом индийских и южноамериканских буйволов и коров. Но число восторженных поклонниц его творчества неуклонно росло — Лалик завоевал капризный и взыскательный Париж.

На Всемирной парижской выставке 1900 года Рене Лалик получает сразу две высших награды Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона. Немыслимая виртуозность мастерства, утонченность и диковинные формы ювелирных изделий произвели фурор и сенсацию.

Любая женщина, независимо от сословия, одевая даже самую простую заколку, сделанную руками романтика, воспевавшего красоту природы, становилась Красавицей.

Великая актриса Сара Бернар на долгие годы сала музой и покровительницей неординарного ювелира. Она заказывала ему десятками колье и диадемы для своих сценических костюмов, чем и прославила оригинального мастера.

Русская императрица Александра Федоровна также восхищалась изысканным мастерством французского ювелира, и заказы от императорской семьи поступали ему неоднократно. Затем Рене получает заказы от всех королевских дворов Европы, музеев и знаменитых коллекционеров. Постоянным покупателем и поклонником Лалика становится богатейший магнат Галуст Саркис Гюльбенкян, скупавший целиком новые коллекции ювелира.Украшения Рене Лалика начинают массово копировать, а это признак настоящего успеха.

Лалика называли человеком эпохи Возрождения, заброшенным в век техники. Он оказал влияние на живопись, иллюстрацию, дизайн и моду в одежде своего времени (платья стали более открытыми, легкими, с обильной вышивкой и рисунком в стиле ар-нуво).

Казалось бы — это пик его славы. Но гении и мечтатели никогда не останавливаются на достигнутом.

Будучи пятидесятилетним мужчиной, бешено знаменитым ювелиром, счастливым мужем и отцом, Лалик меняет направление своего творчества и решает заняться стеклом и хрусталем. Согласно красивой легенде, Рене стремится воплотить в своем творчестве легкую, ускользающую и изменчивую красоту облаков, и с этой задачей ему поможет справиться хрусталь.

В 1912 году Лалик устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры и эмали. Говорят, что на ней наиболее чувствительные поклонницы его творчества рыдали.

Но Лалик быстро успокоил прекрасных дам, разработав и выпустив совместно со своим приятелем, знаменитым парфюмером Франсуа Коти, серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным произведением искусства!

Столица Франции и мировой моды вновь потеряла голову, потеряв великого ювелира и обретя своего кумира в новом качестве — повелителя стекла. 

Об этом этапе творчества Рене Лалика будет следующая история.


Примечание. Все права на изображения принадлежат их автору.

 

Добавить комментарий