Кошка-самурай Тама прославила японскую железную дорогу

Сегодня рассказ пойдет об одной из самых знаменитых кошек на нашей планете.

Трехцветная кошка Тама, «почетный и вечный начальник» станции на железнодорожной линии Кишигава, не только заслужила любовь японцев и популярность у туристов — приказом губернатора префектуры ее посвятили в самураи.

За какие же заслуги перед Страной восходящего солнца кошке были дарованы такие почести?

TORU YAMANAKA/AFP/GETTY IMAGES

Дело в том, что Тама не просто спасла от закрытия железнодорожную линию Кишигава, что в префектуре Вакаяма, как рассказало издание bbc.com,  за время работы кошки начальницей станции (с 2007 по 2015 гг.) вклад Тамы в местную экономику оценивается в 1,1 млрд йен (около 600 млн рублей по нынешнему курсу)! С помощью усатой и хвостатой помощницы количество пассажиров за год на линии Кишигава увеличилось почти на 300 000.

История эта началась в конце 1990-х, когда рядом со станцией Киши поселился очаровательный трехцветный котенок, который каждый день прибегал играть рядом с железнодорожными путями и очень развлекал пассажиров.

С годами фотогеничная внешность Тамы и ее добрый характер сделали ее настолько популярной, что местные жители начали в шутку называть кошку начальником станции Киши.

TORU YAMANAKA/AFP/GETTY IMAGES

Киши — это последняя, 14-я остановка на линии длиной в 14,3 км, соединяющей сельские районы с региональным центром Вакаяма. К середине 2000-х из-за финансовых проблем и малого количества пассажиров эту железнодорожную линию решили закрыть. В 2006 году на ее 14 станциях уже не осталось работников.

К счастью, любимая всеми кошка Тама сыграла свою решающую роль в спасении дороги.

В 2006-м, после того, как тогдашний владелец линии объявил о ее закрытии, местные жители обратились к нынешнему президенту Wakayama Electric Railway Мицонобу Кодзиме с просьбой восстановить полноценную работу линии Кишигава и взять шефство над всеобщей любимицей кошкой Тамой.

Не зря в Японии уже много веков существует поверье, что трехцветные кошки приносят удачу.

Хотя президент компании Кодзима всю свою жизнь был убежденным собачником, но увидев Таму, он (я цитирую) «втрескался в нее по уши» и распорядился сшить Таме форменную маленькую железнодорожную фуражку, а в январе 2007 года официально назначил кошку начальником станции Киши.

Так Тама стала первым в Японии котоначальником железнодорожной станции. Но не последним.

Одной из обязанностей Тамы как начальника станции было служить лицом железной дороги и появляться на рекламных материалах и в репортажах прессы. Она также активно участвовала в работе станции — ежедневно встречала пассажиров на столике у турникета, либо следила за порядком из-за стекла своего «офиса» (переделанной специально для нее кабинки билетера, где ей поставили лоток и обустроили спальное место). 

ROB GOSS

Пассажиры и железнодорожники так полюбили Таму, что заказали художнику ее портрет, который сейчас висит вместе со множеством ее фотографий в сувенирном магазине станции Киши. Там же пассажиры могут купить значки, брелоки, конфеты с изображением кошки.

Множество туристов специально приезжали на маленькую станцию Киши только ради того, чтобы увидеть ее четвероногую начальницу.

ROB GOSS, Йонтама («Тама четвертая») — самая младшая из кошек черепахового окраса, служащая начальником станции на железной дороге Вакаямы

В качестве зарплаты Таме полагалась кошачья еда в неограниченных количествах. В 2008 году она получила повышение, став «суперменеджером станции».

За особые заслуги перед регионом губернатор префектуры Вакаяма даже пожаловал  выдающейся кошке самурайское звание. Для церемонии посвящения Таме сшили темно-синее национальное платье с кружевными воланами.

Согласно исследованию, проведенному в 2008 году профессором Университета Кансай Кацухиро Миямото, присутствие обаятельной и мурчащей Тамы на станции привлекло на линию Кишигава на 55 тысяч пассажиров больше, чем планировалось годом ранее.

Чтобы поддержать культ Тамы, железная дорога в 2010 году попросила известного промышленного дизайнера Эйдзи Митооку полностью изменить внутренний и внешний дизайн поездов линии Кишигава и превратить ее в железную дорогу кошки Тамы.

Так родилась кошачья железная дорога Тамаден. В честь Тамы экстерьер белоснежных вагонов украшают отпечатки лапок Тамы и 101 мультяшное изображение кошечки, на которых Тама изображена в разных позах — потягиваясь, облизывая лапу или готовясь совершить ловкий прыжок.

Спереди на кабине машиниста даже нарисованы кошачьи усы. Внутри поезда — старомодный деревянный пол и полки с детскими книжками.

ROB GOSS

И последний яркий штрих: когда на очередной станции двери открываются, из репродукторов раздается нежное мяуканье — реальное мяуканье Тамы, записанное при ее жизни.

Вскоре кошку Таму уже знала вся Япония, о ней неоднократно писали мировые СМИ.

Котоначальница железнодорожной станции неоднократно была гостьей телепередач.

Когда в 2015 году Тама умерла в возрасте 16 лет, то на торжественную похоронную церемонию на станции Киши пришли тысячи людей с цветами и баночками тунца.

Вскоре после этого в память о «почетном и вечном начальнике станции» (так теперь называют Таму) прямо на платформе Киши был сооружен маленький храм величиной с телефонную будку, и в соответствии с традициями японского синтоизма Тама снова получила повышение — уже посмертно. Сейчас она — богиня-покровительница компании Wakayama Electric Railway.

ROB GOSS

Спустя четыре года после ее смерти твиттер-аккаунт Тамы имеет аудиторию в более чем 80 тысяч подписчиков. И их число продолжает расти.

Сейчас начальником станции Киши работает одна из преемниц Тамы — 8-летняя Нитама («Тама вторая»). На станции Идакисо служит 4-летняя Йонтама («Тама четвертая»)

Обе работают с 10:00 до 16:00. У кошек два выходных в неделю: понедельник и среда — у Йонтамы, среда и четверг — у Нитамы.

Тама третья трудится в японской транспортной компании Okayama Electric Tramway, а также исполняет обязанности директора музея Окаден.

Интересно, что возрождение железнодорожной линии Кишигава произошло не только благодаря кошкам.

Дизайнер Эйдзо Митоока создал еще несколько тематических поездов для привлечения туристов, в том числе земляничный и черносливовый (регион славен этими ягодами).

В 2009 году Митоока переделал само здание станции Киши — теперь оно выглядит как голова кошки.

Из крыши выглядывают уши, вход — как рот, а два овальных окна — глаза, каждый вечер загорающиеся желтым огнем.

Не зря на протяжении всей истории кошки в Японии рассматривались как священные животные и как символ удачи. И суть феномена Тамы и ее преемниц на посту начальника провинциальной железнодорожной станции не только в том, что они принесли финансовую удачу линии Кишигава, но и в том, что прочно заняли место в сердцах многих японцев.

Добавить комментарий