Рисунки кошек и других животных на самолетах времен ВОВ

Сегодня, 9 мая 2019 года мы празднуем 74 годовщину Победы над нацистской Германией в Великой Отечественной Войне.

С праздником, дорогие друзья!

Вспомним сегодня подвиги наших славных военных летчиков, которые защищали небо, часто изображая на фюзеляжах своих самолетов диких и домашних кошек и других животных. 

Свирепые львы и тигры, леопарды и пантеры, и просто обычная черная кошка наводили ужас на немецких асов и поддерживали боевой дух наших героев.

Украшать самолеты изображениями стали задолго до Второй мировой войны, почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянского самолета в  1913 году.

 
Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Во время Первой мировой войны изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Они являлись настоящими произведениями искусства.

Во время Великой Отечественной войны наши летчики стали чаще наносить рисунки животных на фюзеляж после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда инициатива перешла к Красной армии

Выразительные рисунки оказывали моральную поддержку солдатам, повышали их боевой дух, напоминая о мирной жизни и доме. Животное на фюзеляже было отличным способом подчеркнуть индивидуальность собственной машины, выбрать свой личный символ, приносящий удачу. Для противника рисунки должны были стать издевкой и возможностью выразить свое презрение к чувству страха и смерти. Наконец, рисунки помогали отличить «своих» пилотов от «чужих».

Будущий дважды Герой Советского Союза старший лейтенант Алексей Алелюхин на своём истребителе Як-1. На фюзеляже истребителя — пантера, разрывающая сердце, — фирменный знак Алелюхина, который украсил самолёт после 1942 года, во время Сталинградской битвы. Эта эмблема означала, что лётчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52 (сердце под кабиной было их отличительным знаком). Кроме того, в красный цвет выкрасили капот истребителя. Яркая раскраска была вызовом для противника: такой самолёт становился заметным в небе, за ним охотились.

Самолёт Як-1Б лётчика Владимира Покровского. На фюзеляже изображён леопард, ломающий немецкий истребитель. 1943 год.

В начале 1943 года на борту истребителя советского аса Петра Покрышева полковой художник рядом со звёздочками, обозначавшими количество сбитых вражеских самолётов, по просьбе самого летчика нарисовал… простого кота. Кот просуществовал полчаса, но фото его сохранилось.

На самолёте лётчика Тимофея Пунёва красовался царственный лев. Сам он в интервью рассказывал: «В районе кабины слева наносили эмблему лётчика. У меня был лев в прыжке. У кого-то тигр. <…> Вообще-то эмблемы разрешались. Эмблемы техники рисовали, там большие мастера были. Ребята про моего льва говорили: «Как живой, вот-вот спрыгнет.»

Капитан Георгий Урвачёв (слева) у истребителя Ла-5, рядом — техники. На фюзеляже изображена свирепая черная пантера, 1943 год.

Советский ас Иван Степаненко и его Як-9Т. На машине с бортовым номером 17 нарисовали тигра, настигающего в прыжке карикатурного министра пропаганды Германии Йозефа Геббельса с микрофоном в руках. Июль 1943 года.

Капитан Алексей Закалюк со своим истребителем Р-39. На кабине изображён тигр. Польша. Сентябрь 1944 года.

Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка, Гвардии старший лейтенант Виктор Лукошков на фоне своего самолёта Ла-5ФН с изображением морды грозно рычащего тигра. Июль 1944 года.

Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У с изображением тигра. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 года.

Самолёт «Львиное сердце» ЛаГГ-3 Юрия Щипова с восемью победными звёздочками и львиной мордой на фоне вражеской побежденной эмблемы — красного сердца, 9 истребительный авиаполк ВВС ЧФ.

Кошки на самолетах Леонида Гальченко

Леонид Гальченко у своего ЛаГГ-3 с чёрной кошкой. 1942 год.
Леонид Акимович Гальченко, майор, командир эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка 1-й авиадивизии. Под командованием Гальченко эскадрилья провела 86 воздушных боёв и уничтожила 26 самолётов противника.

Гальченко сбил в воздушных боях лично 9 и в группе 12 вражеских самолётов.
Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 6 июня 1942 года.
Изображениями диких кошек часто украшали свои военные самолеты и фашистские летчики.

В одном из боёв, Леонид увидел на борту вражеского самолёта намалёванную голову тигра. «Дело имею с Асом», — подумал он. Бой оказался тяжёлым, но Гальченко сбил врага.
Вернувшись на аэродром, Гальченко подозвал техника эскадрильи, попросил сходить к политруку за красками и кистью. Когда политрук, заинтересовавшийся, зачем лётчику понадобились рисовальные принадлежности, подошёл к самолёту, он увидел, как Гальченко с техником малевали на хвосте самолёта какой — то замысловатый рисунок.

Присмотревшись, он различил черты какого зверя, смахивающего на кошку, а внизу — маленькую мышку.

— Что это ? — спросил политрук.

— Как — что ? — удивился Гальченко. — Разве не видно ? Кошка.

— А зачем ?

Для устрашения. Немцы вон всяких рысей да тигров малюют, запугать нас хотят. А у меня будет маленькая белая кошка. 
Так и стал летать Леонид Гальченко с кошкой на хвостовой части своего «ЛаГГа» ( вначале она была белого цвета, но вскоре была перекрашена в чёрный).

Чёрная ли кошка была причиной, или, скорее, высочайшее мастерство и храбрость летчика,  только враги стали бояться Гальченко. Завидев самолёт с чёрной кошкой на хвосте, они старались уклониться от боя и поворачивали вспять.

Гальченко использовал это замешательство врага и уверенно бил его. Бывали даже случаи, когда при появлении самолёта Гальченко немцы оповещали своих лётчиков: — Внимание, внимание ! В воздухе «чёрная кошка». Это означало: будьте осторожны, вас могут сбить.
Слава о капитане Гальченко и его эскадрилье гремела по всему фронту. Мурманская областная газета «Полярная правда» выпустила в 1942 году сборник «Суровая лирика». Стихотворение «Истребитель» посвящено Леониду Гальченко. В нем были такие строки:

Зуб — за зуб. И око — за око.

Каждый враг будет встречен и сбит !

Так решил наш северный сокол — лётчик Гальченко Леонид.
На этом Ла-5Ф, с изображением легендарной черной кошки, Л. А. Гальченко возглавлял группу асов, пролетавших над Красной площадью во время «Парада Победы» в Москве 24 Июня 1945 года.
Леонид Гальченко был награждён орденами: Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (05.02.1940, 16.01.1942, 23.07.1944, …), Отечественной войны 1-й степени (13.02.1944, 06.04.1985), Красной Звезды; медалями, в том числе «За боевые заслуги» (03.11.1944).

***

Не только изображения кошачьих были персонажами nose art времен Второй мировой войны.

Як-9 с ВК-105ПФ из состава 29 ГвИАП.

Самолет Ла-5 Костылева в экспозиции Музея обороны Ленинграда.

Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия, июнь 1944

Малютина Елена Мироновна и ее ласточка

Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете – Георгий Победоносец, пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945
Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус.

Аэрокобра Вячеслава Сиротина

Летчик-истребитель Владимир Дмитриев

Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом

Самолет Абрека Баршта

Самолет Николая Диденко

Орел Михаила Авдеева

Агитационный самолет АНТ-9 «Крокодил»

Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.

Без показной и пафосной бравады,
В смертельный отправлялись вы вояж.
И самой дорогой тогда наградой,
Была звезда, на тёплый фюзеляж.

Погибшим — память со скупой слезою,
Да в небе, как стрела, от дыма след.
Взлетали ввысь и падали герои,
Войною опалённых, страшных лет.

© Copyright: Воса Блок, 3 января 2014

***

 

Добавить комментарий