Александр Дольский. Не только о животных

Музыкальная пауза сегодня превратится в настоящий концерт, поскольку речь пойдет о замечательном человеке и очень талантливом поэте и композиторе Александре Дольском.

Кто еще не знаком с его творчеством — я вам завидую, а те, кто влюблен в его романсы, будут рады снова повстречаться с ним.

Александр Галич предрекал молодому Дольскому стать великим поэтом. Владимир Высоцкий высоко оценивал даже ранние его песни, хотя творили они совершенно в разных изобразительных стилях.

Умные и душевные профессиональные стихи в сочетании с виртуозным исполнением на гитаре и приятным голосом. Каждый его романс с неизменным удовольствием прослушивался множество раз, даря утешение и радость.

Музыкальные эпизоды на нашем сайте обычно так или иначе связаны с животными и природой, но в данном случае выбраны также самые любимые песни о счастье, достоинстве, чести и многом другом — пронзительном, душевном и ускользающем, чего уже не услышишь, тоскливо перещелкивая каналы.

«О музыке и о поэзии написано много. Профессионалами, музыковедами, литературоведами. А я хочу написать о том, как музыка действует на человека, на его душу, как входит в тело, как прикосновение к струнам становится словно полетом в небе, как сочинение стихов приносит счастье, как неожиданно в них возникает какое-то предвидение, которое ты никогда бы не высказал, а когда рифмуешь, вдруг в строфе появляется интересная мысль.» — сказал Дольский в интервью rg.ru.

Дольский родился в Свердловске 7 июня 1938 года в творческой семье: отец — заслуженный артист России, солист оперы Свердловского академического театра имени А.В. Луначарского, а затем Куйбышевского театра оперы и балета, мать — балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой.

Со стороны главы семейства Александра Викторовича в роду Дольских были представители духовенства, а дед по матери был портным, чьи искусно созданные костюмы носили великие Сергей Есенин и Федор Шаляпин, а белье – последний российский император Николай II. 

Кстати, дебютный выход на сцену оказался для Дольского непосредственно связанным с животным – в 3 года Саша перепутал спектакль, в котором участвовали знакомые артисты, с репетицией и предстал перед зрителями с кошкой Муськой в руках. Появление этой парочки на сцене оказалось настолько органичным, что не вызвало отрицательной критики. 😀

Через 7 лет Саша Дольский выходил на подмостки уже в составе хора в «Кармен» и «Пиковой даме» за отдельную плату в 25 руб.

С раннего детства он с легкостью схватывал на слух сложнейшие мелодии. Вскоре у него возникло желание самому научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Александр выбрал гитару. Мать была против  — гитара будет отвлекать от занятий. Тогда он выменял у друга плохонькую семиструнку на свою коллекцию малахита, которую собирал много лет. Вскоре уже играл в школьном оркестре.  

Игре на гитаре Александр учился у знаменитого педагога-гитариста Л.А. Воинова. 
Мастер не щадил своего одаренного ученика и ставил перед ним сложнейшие профессиональные задачи, заставлял играть классику: Э. Гранадоса, И. Альбениса, Э. Вилу-Лобоса, Тарреги, переложенные для гитары, европейских классиков — Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов 19-20 веков, написанные для гитары.

Когда пришло время определяться с высшим учебным заведением, послушал совета наставника Льва Воинова и попал в политехнический институт. Здесь увлечение продолжил в студенческом оркестре, где, помимо гитары освоил банджо, саксофон и контрабас, пробовал сочинять мелодии к твисту и року.

В 1961 году был приглашен для участия в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Участвовал в третьем туре в Москве и стал дипломантом конкурса. После чего получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара).

Дольский окончил строительный факультет Уральского политехнического института им. С. М. Кирова в 1963 году, аспирантуру на инженерно-экономическом факультете и музыкальное училище по классу гитары (1963). 
В 50-е годы Дольский становится лауреатом первого послевоенного конкурса артистов эстрады как гитарист (2-е место).

«Меня учили Пушкин, Бодлер, Ронсар, Гумилев, Лермонтов, Тютчев. Вот мои учителя. Что до музыки, то Верди, Чайковский, Мусоргский, Массне – это был мой воздух»

Гитаре в творчестве Александра Дольского всегда отводилось равноправное место с поэзией, что выгодно выделяло исполнителя среди бардов.

Начиная с 1966 года Дольский участвовал в нескольких фестивалях авторской песни. Тогда же поэт решил полностью посвятить себя искусству и составил программу сольной концертной деятельности. В семидесятые годы песни Александра Дольского стали приобретать популярность — начались активные поездки и выступления с сольными концертами по всему Советскому Союзу.

«Высоцкий научил меня четкости дикции. На сцене дикция должна быть совершенной, безукоризненной. Это очень важно. Некоторой сдержанности я, человек темпераментный, научился у Окуджавы. Может быть, благодаря ему у меня появились элегические песни. Если бы не было Галича, я, быть может, не научился сочинять социальные песни. Мы все друг у друга учимся.»

В 1974 году Дольский переехал жить в Ленинград и устроился на работу в градостроительный НИИ, как певец и автор песен выезжал на короткие гастроли и встречался со своими слушателями. В 1979 году Дольский окончательно сделал выбор в пользу песенно-музыкального жанра. В том же году его пригласил на работу в свой «Театр миниатюр» Аркадий Райкин. 

Ленинград (и Петербург) стал одной из главных тем творчества поэта.

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике, находившей в его поэзии источник жизнеутверждения, остается под запретом цензуры — как и все в литературе и театре, что было чуждо официальному, партией разрешенному искусству.

Дольский одинаково талантливо поет песни политические и детские, песни, сочиненные на стихи английских, американских, французских авторов. Ряд вещей написан им в модных танцевальных ритмах, однако их содержание да и манера исполнения чаще всего окрашены нотками некоторой пародийности. Но главной в его творчестве остается тема лирическая.

В 1980 году в жизни Александра Дольского происходят два важных события: его принимают в члены Союза литераторов, выходит первая пластинка под названием «Звезда на ладони». Через несколько лет бард начинает выезжать с концертами в страны Западной Европы и США. Успех исполнителя авторской песни носит беспрецендентный характер, пластинки раскупаются миллионными тиражами, концерты собирают многотысячные аудитории. В настоящее время выпущено около двадцати альбомов с песнями Дольского.

Также музыкант написал цикл песен для российского кинематографа. Среди этих произведений саундтреки к фильмам «Трактир на Пятницкой», «Старший сын», «Новая Шехерезада», «Когда святые маршируют». Помимо песен, выпущено несколько поэтических сборников : «Четыре ангела», «Каменные песни», «Благословение», «Синий автопортрет», «Пока живешь». Дольский является лауреатом литературной госпремии имени Окуджавы. В настоящее время он активный член Союза писателей России, входит в редакционный совет альманаха «Метрополь».

«Сейчас в моем понятии Бог – это некое информационно-энергетическое поле, в котором живут все знания, все науки, вся память, все законы справедливости и несправедливости»

«РГ: Вам по-прежнему пишут записки во время концерта?

Дольский: Из них можно составить целую книжку! Я откладываю самые интересные. Иногда бывают такие поразительные — настолько духовные, глубокие, проникновенные, люди так понимают мои строчки и строфы, метафоры, образы и выражают свое отношение… Для меня, конечно, это очень важно. Многие пишут, что называют своих дочек и внучек Алёнушками, полюбив мою «Алёнушку», признаются, что познакомились и поженились благодаря моим песням.

РГ: И просят петь старенькое.

Дольский: Ну, конечно! Я их понимаю и почти перестал петь новые песни.» 

7 июня 2018 года поэт, актер, композитор, певец и художник Дольский отметил свое 80-летие.

С запозданием, но с огромной любовью и признательностью поздравляем!

В далекие страны летят неустанно птицы,
а все же обидно, что сверху не видно лица.
Я тоже летаю и тоже глотаю ветер
и ждут меня всюду хорошие люди — дети.
Грустия, Оробения, Великоустания,
Недергандия, Голодандия, Великоблистания,
Винигреция, Нерыдания,
Досвишвеция до свидания…
А сверху я понял, что нету Японий и Африк,
но делят на страны весь мир — это странно, ведь прав я?
Но понял я все же, что сверху похожи все горы,
все страны похожи поймете вы тоже скоро.
И птица не та, что от глаз до хвоста в перьях,
а та, что века в ветра, в облака верит,
и счастлив не тот, кто землю как крот мерит,
а кто удивлен, земле словно клен верит.
…и когда рассвет растает я устану от ожиданья,
улетаю, улетаю. До свидания, до свидания!

Подробнее с биографией Александра Дольского и его творчеством можно познакомиться на сайте поэта и в VK.

Александр Дольский. Не только о животных
5 (100%) 3 vote[s]

Добавить комментарий