Пабло Пикассо и такса Лумп

«Искусство смывает пыль повседневности с души.»

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу.»

«Каждая позитивная ценность имеет свою цену в негативном смысле… гений Эйнштейна привел к Хиросиме.» (Пабло Пикассо)

В Пушкинском музее сейчас проходит выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная истории трагической любви Пабло Пикассо (1881-1973) и его первой жены, балерины Ольги Хохловой (1891-1955). 

Этот рассказ посвящен, как и все истории в рубрике «Животные и знаменитости,» той роли, которую животные играли в жизни и творчестве этого яркого художника и очень непростого человека.

В начале пятидесятых Пикассо сдружился с военным фотокорреспондентом Дэвидом Дугласом Дунканом (David Douglas Duncan), который стал вести фотолетопись жизни великого испанского художника, подолгу живя в его доме под Каннами.

В 1957 г. Дункан приехал к Пикассо вместе со своим таксенышем Лумпом (Lump по-немецки – «каналья»). Фотограф очень любил забавного щенка, но малыш никак не мог ужиться в компании с афганской борзой, которая жестко доминировала над ним и использовала, как игрушку.

Дом Пабло Пикассо, по словам Дункана был «центром притяжения для музейных кураторов, коллекционеров, владельцев художественных галерей, поэтов, издателей, русских пианистов и цыганских гитаристов, тореадоров, невероятного количества старых друзей и каких-то незнакомцев, жаждущих общения с маэстро.»

Также художник любил окружать себя разными животными, но, как показалось фотографу, никакого сентиментального отношения он к ним не испытывал.

Скорее они потешали его и помогали немного успокаиваться взрывному живописцу.

Лумп выпрыгнул из машины Дункана, тщательно обнюхал все интересные уголки сада и виллы, осмотрелся вокруг и вошел в дом Пикассо. А потом не пожелал уезжать оттуда и семь лет был главным любимцем художника.

В семье тогда уже жили боксер Ян и коза Эсмеральда, но Лумпу, первому из всех зверей, удалось по-настоящему привязать к себе художника. Как мы увидим — на время…

Лумпу, которого Дункан описывал как «чувствительную и сложную натуру«, прощалось все — он воцарился в постели хозяина (бедняга боксер с ужасом и завистью взирал на подобное святотатство), Пикассо угощал таксу самыми вкусными кусочками со своей тарелки,

на которой он в первый же вечер их знакомства изобразил Лумпа,

а свои дела каналья таксеныш справлял только во дворе рядом с домом, на бронзовую скульптуру работы Пикассо, стоившую фантастических денег.

Через 30 лет после смерти Пабло Пикассо его близкий друг Дункан написал книгу о дружбе великого живописца с таксой: «Лумп, собака, которая съела Пикассо» («Lump: the Dog who ate a Picasso»).

Лумп был единственным домашним животным, которого Пикассо брал на руки в знак особого расположения и пускал в мастерскую, когда писал картины. Жаклин, вторая жена Пикассо, была единственной, кто получил эту привилегию до таксы.

Таксик всегда безошибочно чувствовал настроение хозяина — заметив напряженное выражение, пес исчезал, а если на лице Пабло появлялась улыбка Лумп приносил в зубах кисточку и требовал поиграть с ним.  

«Я думаю, что Пикассо любил его потому, что они оба были одиночками», — говорил Дункан.

Первая встреча Лумпа с боксером кончилась позорным бегством. Видимо, припомнил таксеныш, как притесняла его борзая. Однако, потом у двух псов отношения наладились вполне приемлемые. Они были полными противоположностями — спокойный и преданный Ян и озорной и сложный Лумп.

А вот козочка Эсмеральда, которая паслась на привязи в саду, стала для Лумпа объектом охоты и дразнилок

Как только в доме появлялись гости, Лумп сразу пытался оказаться в центре внимания — этим он напоминал своего знаменитого хозяина.

Маленькая такса из Штутгарта вошла в историю изобразительного искусства XX века.

Пабло Пикассо увековечил Лумпа в нескольких десятках своих живописных работ, включая знаменитую копию картины «Менины» (исп. Las Meninas, «Фрейлины») великого испанского живописца Диего Веласкеса.

Пабло Пикассо было 14 лет, когда он впервые вместе с отцом посетил мадридский музей Прадо. С тех пор Веласкес стал наряду с Гойей, Эль Греко, Делакруа, Курбе, Пуссеном оказывать сильное влияние на формирование взглядов художника на живопись. Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Любимая такса Лумп присутствует на переднем плане картины вместо мастифа — придворного пса пятилетней инфанты Маргариты.

Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Диего Веласкеса, — результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени тремя веками.

В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) Пикассо много занимался копированием картин Веласкеса и Гойи, проникая в суть их мастерства и пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя.

С августа по сентябрь 1957 года на своей вилле на юге Франции Пабло Пикассо написал 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин»

Этот цикл, воплотивший дух эксперимента и реформаторства,  принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. 

Виртуозный реализм Веласкеса, великого живописца барокко и язык ярких пластических символов Пикассо, лидера авангардного искусства, служат одной цели – отображению взглядов на мир, соответствующих современной им эпохе. 

Семь счастливых лет прожил Лумп в доме Пикассо.

Но однажды пес не встретил Дункана при его очередном визите к художнику. 

У Лумпа отнялись задние ноги из-за проблем с позвоночником, обычных для такс. Ветеринар заявил, что пес будет парализован.

И Пикассо просто решил избавиться от любимого пса.

«Вы должны понимать, что Пикассо испанец,» — говорил Дункан. «Он относился к животным, даже к таким как Лумп, немного иначе нежели вы или я.»

Дункан рванул к ветеринару и нашел там Лумпа еще живого. «Ветеринар, этот сукин сын, бросил его кормить, дожидаясь смерти пса.»

Дункан отвез Лумпа  в лучшую ветеринарную клинику Штутгарта.  Никакого паралича у него не обнаружили, и после нескольких месяцев лечения Лумп вернулся к своему прежнему хозяину — Дэвиду Дугласу Дункану, всемирно известному фотографу и очень симпатичному человеку, в его римский дом.

«У него так и осталась походка, как у подвыпившего морячка, но я рад, что в моем доме Лумп провел еще десять счастливых лет своей жизни«, – написал Дункан.

Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Он всего лишь на 10 дней пережил таксу Лумпа, от которого хладнокровно отказался и отправил на смерть. 

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пабло Пикассо является лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Этот талантливейший художник, основоположник кубизма, график, скульптор и керамист создал за свою жизнь более 20.000 работ и являлся, по оценкам экспертов, самым дорогим художником в мире.

02/00/1948. The Spanish painter and sculture maker Pablo PICASSO is decorating plates (pieces of pottery) in his Vallauris studio.
En février 1948, le peintre-sculpteur espagnol Pablo PICASSO décore des assiettes de poteries dans son atelier à Vallauris.

Он был гением и остался в истории мирового искусства. Он был бездушным тираном, искалечившим судьбы близких ему людей.

Ольга Хохлова, Мари-Терез, Дора Маар, Франсуаза Жило, Жаклин Рок — Пикассо сделал их своими музами, а потом психически уничтожил. Из всех этих женщин не покончит с собой и не сойдет с ума только одна — Франсуаза Жило, которая сама бросит престарелого мастера, узнав о его измене.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет»

«Незадолго до своей кончины художник, считавший себя пророком, предупредил близких: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Так и произошло. Жаклин не захотела, чтобы на похоронах присутствовали ни его бывшие возлюбленные, ни его внебрачные дети, ни внук Паблито, которого дед постоянно унижал и называл ничтожеством. Спустя четыре дня после смерти деда Паблито выпил химический реактив и через три месяца скончался. Его похоронили на кладбище Канна в могиле бабушки — первой жены Пикассо, русской танцовщицы Ольги Хохловой. Два года спустя от цирроза печени умер отец Паблито — 54-летний Поль Пикассо, единственный ребенок Пабло и Ольги. В октябре 1977 года в гараже своего дома повесилась бывшая спутница художника — Мари-Терез Вальтер. 15 октября 1986 года накануне открытия выставки Пикассо в Мадриде застрелилась Жаклин.» 

(Юрий Коваленко (Париж)-Известия)

Ольга Хохлова перенесла инсульт и потеряла способность ходить. Пикассо ни разу не навестил ее. Более того, создавая «Авиньонских девиц», он не пришел на ее похороны. В 1955 году Ольга Хохлова умирает от рака.

 

Пабло Пикассо и такса Лумп
5 (100%) 4 vote[s]

Добавить комментарий