Кошки гохуа китайского художника Сюй Синьци

Зал китайского художника Сюй Синьци (Sui Sintsi, 徐新奇 , род.1951 г.) добавляется к нашей «Галерее котоживописи.»

Изящные и загадочные — так могут изображать кошек только восточные художники. Недаром они верят, что в каждой травинке, цветке, животном, журчащем ручейке или облачке заключена божественная суть (душа).

Сюй Синьци работает не только в живописи гохуа, но и в других жанрах. 

Традиционная китайская живопись гохуа отличается от привычного для нас европейского изобразительного искусства. Это картины, написанные тушью на специальной рисовой бумаге и, иногда, на шелке. Бумага для живописи гохуа только называется «рисовой», но на самом деле изготавливается не из риса, а из растения семейства аралиевых — тетрапанакс бумажный (tetrapanax papyriferum).

Картины гохуа пишутся специфическими красками из растительного и минерального сырья и тушью. Потому они могут храниться свыше тысячи лет, сохраняя свою первозданную свежесть, что позволяет нашим современникам любоваться ими.

Гохуа в переводе с китайского означает «отечественная живопись», в отличие от европейской, которая проникла в Китай в 20 веке. Гохуа зародилась в 3-2 веках до нашей эры.

В отличие от европейской живописи, анимализм в Китае никогда не считался «второстепенным жанром», наоборот, он всегда был одним из 4 основных жанров китайской живописи гохуа- жанр «хуаняо» — «цветов и птиц» (фауна и флора).

Природа учит человека понимать прекрасное. Эта истина является главной темой традиционной китайской живописи гохуа.

В живописи гохуа выделяются два основных стиля — се-и и гунби

Се-и — “живопись идеи”; в ней ценится символический образ, полет фантазии. Как правило, картины се-и пишутся очень быстро, но при этом ценится прочувствованность каждого штриха и тщательная живопись. Живопись идей эмоционально близка европейскому импрессионизму, но существует гораздо дольше его. Особым достоинством картин се-и является кажущаяся небрежность и безыскусность, на деле являющаяся глубоким чувством, воплощенном в каждом штрихе.

Картины в стиле гунби отличаются тщательностью проработки деталей; в этом стиле часто пишут портреты, исторические сцены, а также изображаются архитектурные памятники и насекомые. У животных, написанных в этом стиле, можно различить искусно выписанные ворсинки на шкуре. 

Многие работы китайских мастеров выполнены в стиле, совмещающем достоинства стилей се-и и гунби.

Особая прелесть техники гохуа состоит в том, что рисунок животного, птицы, насекомого или растения создается буквально за считанные минуты, безо всяких предварительных набросков, чтобы выразить внутреннюю суть объекта. И в этом как раз и заключается высокое мастерство – ни одной неверной линии, иначе все волшебство будет разрушено.

Китайские художники сопровождали картину стихотворной надписью, выполненной в каллиграфическом стиле, в которой выражали свой душевный настрой либо свое отношение к предмету изображения. Стихотворная надпись призвана дополнить образное содержание картины и сделать все произведение гармоничным. 

Выдающийся древнекитайский живописец и литератор Су Ши (1036-1101) выступал за то, чтобы «в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия». Этот девиз очень хорошо выразил идею органического единства поэзии и живописи, достичь которого стремились поколения китайских художников.

Что касается композиционного построения, то тут важным отличием китайской живописи от живописи западной является непременное наличие на китайских картинах «пустых», незаполненных участков полотна. Эти пустые участки могут маскироваться под виды белесого облака, окутавшего гору, или туман над водной гладью, или отблеск солнечного или лунного света, а могут быть просто пустым местом, оставляя простор для зрительской фантазии.

В отличие от европейской живописи, китайские картины ценятся не столько за красоту, сколько за особое, почти неуловимое ощущение, присутствующее в помещении, где висит картина. Картины, в соответствием с представлениями китайцев, создают настроение, приносят удачу, ограждают от неприятностей, отгоняют злые силы и воздействия.

Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”

Китайские картины — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.

Во многих китайских учреждениях, офисах правления компаний, в хороших ресторанах и по сей день престижно иметь хорошую картину соответствующей символики.

И конечно же, для образованных и культурных людей в Китае хорошая картина на стене, даже в очень скромной обстановке — предмет восхищения, источник радости и устойчивости и знак принадлежности к образованным людям.

Оформление картины само по себе является искусством. Сначала тонкую рисовую бумагу или шелк, на котором написана картина наклеивают на толстую бумагу, затем вокруг обклеивают соответствующим настроению и стилю картины шелком. Вертикальные картины после этого оформляют как свиток, приделывая довольно тяжелые деревянные ручки сверху и снизу, горизонтальные же помещают в рамку. Впрочем, это касается тех картин, которые предназначены для того, чтобы быть повешенными на стенах. Многие очень длинные горизонтальные картины, предназначенные для длительного рассматривания по частям, оформляются также в виде свитка. Каждый раз, когда хочется полюбоваться картиной, их раскладывают, а затем так же тщательно сворачивают, что само по себе уже является своего рода искусством.

По китайски кошка — мао, дословно этот иероглиф означает «уничтожающий чудовищ в полях». Другое значение этого иероглифа — символ долголетия (80 лет жизни).

В древнем Китае особенно ценились однотонные кошки без пятен — более всех рыжие (золотые), затем белые (серебряные), и наконец — черные. Кошки окраса Ван, с белым туловищем и черным или рыжим хвостом и «шапочкой» на голове имели в Китае особое название «печать и копье» 

VI веком датируется первое упоминание кошки в древнекитайской литературе: знаменитая книга Од рассказывает о священной кошке Мао, которая защищала рисовые поля Китая от мышей.

Старинная китайская рукопись, возраст которой превышает 3000 лет, содержит упоминание о кошках, которым император делал ежегодные жертвоприношения в благодарность за защиту полей от грызунов.

В начале нашей эры император Минг приказал привезти несколько кошек из Индии для защиты священных буддийских свитков от крыс.

Есть исторические свидетельства, что в 10-11 веках кошки жили при дворце китайского императора в качестве любимцев.

Однако в китайском астрологическом календаре кошки нет. Как всегда, кошка пострадала из-за своего независимого характера. Когда Будда собрался восходить в нирвану, он пригласил всех животных на церемонию. Явились все, кроме кошки, которая по разным версиям либо спала, либо охотилась. За непочтение она и была наказана.

В коммунистические времена кошкам пришлось несладко. Великий Мао (забавно, он оказывается тезка кошки) их невзлюбил за их свободолюбивый и независимый нрав. Он приказал их истребить, и кошек в Китае практически не осталось. Сейчас в Китае процветает контрабанда кошек, которая считается очень прибыльным делом.

Сюй Синьци часто приписывают картины самых разнообразных художников, в том числе Mi Chunmao, хотя при внимательном рассмотрении разница стилей ‘b[ двух замечательных мастеров очевидна. Вот несколько картин  Mi Chunmao для сравнения.


Примечание. Все права на изображения принадлежат их автору.

 

Кошки гохуа китайского художника Сюй Синьци
5 (100%) 3 votes

Добавить комментарий