Фрида Кало и животные в ее борьбе за жизнь

«Я не больна. Я сломлена. Но пока я могу держать в руках кисть, я счастлива». (Фрида Кало)

Одним из самых значимых культурных событий в Москве в эти зимние праздники, безусловно, является выставка картин Фриды Кало и Диего Ривьеры, которая представлена в Манеже.

Прочитайте про этих ярких людей, которые навсегда вошли в историю мировой живописи, и я надеюсь, что вам захочется сходить на выставку и познакомиться с их творчеством.

Картины Фриды Кало висят в Лувре, Музее современного искусства в Нью-Йорке, продаются в частные коллекции за миллионы долларов. Эта женщина стала одним из кумиров XX века.

Одна из выставок в Музее современного искусства Чикаго под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало», посвящена влиянию Фриды Кало на мир искусства и включает работы современных художников, для которых она стала источником вдохновения и примером для подражания. 
К искусству Фриды Кало вновь привлек всеобщее внимание художественный фильм «Фрида», с блистательной Сальмой Хайек в главной роли.

Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Caldern, 1907-1954). Самая талантливая и неординарная мексиканская художница. Женщина, которая за свои 47 лет пережила столько трагедий и испытаний, что трудно себе представить, как она находила в себе силы продолжать жить, сохранять рассудок и рисовать.

Женщина-бунтарка, не побоявшаяся выставить на обозрение всему миру свою физическую и душевную боль.

Множество историй написано о ее трагической жизни, о самоисцелении живописью, о тягостной истории любви Фриды и ее мужа, талантливого художника Диего Ривьеры.

Прежде всего я расскажу о том, как любовь к животным и живописи помогали художнице сохранять силы и мужество.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико, Койоакане, в семье немецкого еврея Гильермо Кало и Матильды, испанки с индейскими корнями. Семья Фриды жила в доме, известном как La Casa Azul (синий дом), названном так из-за кобальтовой краски, покрывавшей стены. Фрида была третьей из четырех сестер и в детстве была окружена любовью и поддержкой семьи и друзей. 
В шесть лет (фотография с медвежонком была сделана ее отцом именно тогда), Фрида перенесла тяжелый полиомиелит, после чего ее правая нога стала заметно тоньше и короче левой на несколько сантиметров.

«Деревянная нога» — так дразнили ее сверстники. Она болезненно переживала свой недостаток и всю жизнь была вынуждена носить длинные юбки и брюки.

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в автокатастрофу.

Случай — как много он определяет в нашей жизни. Счастливая, красивая, энергичная девушка внезапно садится в автобус и он на большой скорости врезается в трамвай.

Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся ей в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. Позвоночник был серьезно поврежден в трех местах, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не обещали, что спасут ей жизнь.
Фрида выкарабкалась. Но почти год она была прикована к кровати и вынуждена лежать практически неподвижно, мучаясь от страшной боли.

Всего Фрида пережила 35 тяжелых операций и потеряла возможность иметь детей.

Вот тогда девушка и начала рисовать. Чтобы превозмочь страдания и выжить.

Она попросила у отца краски и кисть. Ей сделали специальный подрамник, позволяющий писать лежа, а над ее кроватью прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла себя видеть. Она начала с автопортретов. Говорила, что себя и свои переживания она знает лучше всего. Позже автопортреты прославят мексиканскую художницу на весь мир.

За свою жизнь Фрида Кало написала 143 картины, из которых 55 — автопортреты.

«Я пишу автопортреты, потому что я все время провожу в одиночестве и потому что себя и свои переживания я знаю лучше всего» 

Фрида показала свои ранние работы известному художнику Диего Ривьера, влюбилась в него до одержимости и в возрасте 22 лет, в 1929 году вышла за него замуж. Диего был на 21 год старше.

«Брак слона и голубки» — так отреагировали на известие шокированные родичи Фриды.

«Если бы я могла дать тебе что-то одно в этой жизни, я бы дала тебе возможность увидеть себя моими глазами» — писала Фрида в начале их романа.

Историю их отношений кратко выражают две цитаты, встречающие посетителей выставки в Манеже:

«Чем сильнее я люблю женщину, тем сильнее заставляю ее страдать», – это Диего Ривера.

«В моей жизни было две аварии: одна, когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего. Диего был, безусловно, худшей,», – горькое признание Фриды. 
Они оба многократно изменяли друг другу. Фрида открыто заявляла о своей бисексуальности. Они бесконечно терзали друг друга, разводились, и зачем-то женились снова…

Фрида была фантастически жизнелюбивой, мужественной и резкой, абсолютно раскрепощенной, любила петь неприличные песни, сквернословить и шокировать гостей неприличными шутками. Глушила страдания любимой текилой: 

«Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать»

Противоречивая это была женщина. С одной стороны яростно защищала коммунистические взгляды своего мужа и идеи феминизма, а с другой стороны всеми способами старалась выразить свое уважение к культуре и национальным традициям своего народа. Фрида всегда носила мексиканские национальные наряды и ювелирные украшения, вплетала в волосы яркие ленты и цветы.

Физические и душевные страдания выплескивались на картины Фриды в жутковатых образах, которые приписывали к сюрреализму. Художница возражала, что ее реальная жизнь и есть этот бесконечный кошмарный сон.

«Я рисую свою собственную реальность. Единственная вещь, которую я знаю точно, это я рисую, потому что мне это жизненно нужно, и я рисую все, что проходит через мою голову, без какого-либо другого рассмотрения.»

Помимо творчества Фрида черпала силы и утешение в общении с животными. Она обожала их с детства и дом ее был наполнен разнообразным зверьем и птицами.

«Анималитос» — ласково называла их художница.

Больше всех художница обожала маленьких бесшерстных ацтекских собак, название которых звучит заковыристо — ксолоитцкуи́нтли (все их зовут просто ксоло). Главным любимцем был песик Сеньор Ксолотль (Señor Xolotl), который спал со своей хозяйкой и старался облегчить ей страдания в тяжелые дни.и проказливых паукообразных обезьян, которые в древней культуре ацтеков занимали почетное место богов плодородия и были связаны с рисунком и танцем.

Друг их семьи вспоминал, как во время обеда одна из обезьянок Фриды ловко сиганула на голову художницы и вырвала из ее руки банан. Художница снисходительно терпела выходки своих любимцев.  Обезьяна в представлении художницы — преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. 

Фрида также держала множество птиц — голубей, кур и индюшек, ярких попугаев и скопу, домашнего орла по имени Гертрудис Кака Бланка («Гертруда белое дерьмо») черного кота и олененка по имени Гранизо.

Любимый попугай художницы по кличке Бонито любил спать в ее кровати и воровать масло с обеденного стола. А другой крупный попугай обитал в ее патио и громко приветствовал гостей дома веселенькой фразой «Не могу избавиться от похмелья!» («No me pasa la cruda!»)

Фрида Кало постоянно изображала себя на автопортретах в окружении любимых животных и говорила, что живопись и животные остаются ее утешением и реальностью, в то время как обстоятельства реальной жизни все больше отдаляются и стираются.И еще был фантастически красивый сад, который она создавала, стремясь «достичь гармонии человека, животных и ландшафта.»

Она особенно любила выращивать редкие мексиканские растения, говорила, что их необходимо сохранить для потомков.

«Фрукты похожи на цветы: они говорят с нами на провокационном языке и учат нас вещам, которые скрыты» — говорила художница, «Я часто рисую цветы, чтобы их красота не увяла»Работы Фриды Кало стали настоящей сенсацией тематической выставки мексиканского искусства в Париже в 1939 году и одна из них была приобретена Лувром.

В 1940-е гг. картины Фриды были представлены на нескольких заметных выставках.

В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, подавляющие физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.

В 1950 году ей сделали 7 операций (неудачных) на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

За год до ее смерти в Мехико состоялась первая и последняя персональная выставка Фриды Кало.

Незадолго до этого художнице почти до колена ампутировали ногу из-за начавшейся гангрены. Врачи запретили ей вставать, но несмотря ни на что Фрида прибыла на выставку и провела там весь вечер, развлекая гостей. Тогда она и сказала журналистам: «Я не больна. Я сломлена. Но пока я могу держать в руках кисть, я счастлива». 
Фрида Кало прожила всего 47 лет, и умерла в 1954 году от воспаления лёгких.

«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида» (“I joyfully await the exit – and I hope never to return”) — таковы были последние слова из ее дневника.
С 1955 «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.
Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» продлится в Манеже до 12 марта.

(Манеж. Манежная площадь 1, Москва.)

 


Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе контакты, фотография будет немедленно удалена.

 

Фрида Кало и животные в ее борьбе за жизнь
5 (100%) 5 votes

Добавить комментарий