Как Эльдар Рязанов поссорился с львом Кингом и зарекся снимать зверей

«Кинематографу подвластно все, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души.» (Эльдар Рязанов)

«Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.» (Эльдар Рязанов)

В мае этого года исполнилось 45 лет съемок легендарной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России.» 

Давайте вспомним одного из главных персонажей фильма, знаменитого льва Кинга, который не дожил до премьеры и был трагически застрелен еще до окончания съемок.

Movie «Unbelievable Adventures of Italians in Russia» directed by Eldar Ryazanov. 1973. USSR. In the picture: Andrei Mironov, Antonia Santilli, Ninetto Davoli, Tano Cimarosa and Alighiero Noschese.

А всеми любимый кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов после работы со своенравным царем зверей дал слово никогда больше не снимать животных в своих фильмах.

До роли в этой комедии Лев Кинг уже был кинозвездой, снявшись в фильмах «Лев и девочка», «Девочка, мальчик и лев», «Пусть он останется с нами», а после фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» домашний хищник семьи Берберовых из Баку стал мировой знаменитостью. Но, к несчастью, посмертно.

Эльдар Рязанов вспоминал, что с этим актером, выросшим в квартире бакинского архитектора, отношения явно не складывались с самого начала. Дрессировка цирковых хищников, которых чаще всего используют на киносъемках и домашнее вольное воспитание — это совершенно разные вещи.

Как лев Кинг жил в семье Берберовых 

Льва Кинга в 70-е годы прошлого века знали практически все жители Страны Советов. О нем писали газеты, изучали ученые и снимали фильмы.

Семью архитектора Берберова называли прайдом. Так обычно зовут семью львов. В прайде Берберовых жили папа, мама, сын Рома, дочка Ева, лев Кинг, пума Ляля, друг Кинга пес Чап и два попугая. 

При жизни Льва Львовича в этой семье царила идиллия, которая давала фантастические надежды на возможность совершенно особых и близких взаимоотношений между людьми и дикими животными. Об этом писала Нина Берберова, подытоживая свой десятилетний опыт. 

Закончился их неоднозначный опыт кровавой трагедией, но об этом позже.

Кинг родился в 1967 году в бакинском зоопарке настолько слабым и больным, что от него отказалась мать (по другим данным, львица погибла при родах), поэтому было принято решение малыша усыпить.

Из воспоминаний Нины Берберовой: «Мой муж Лев Львович обожал всякую живность. Поэтому в нашей стометровой квартире в Баку помимо меня, дочери Евы и сына Ромы жили кошки, собаки, попугаи, ежи, еноты, змеи…

Как-то мы с дочкой решили немного прогуляться по зоопарку. В одной из клеток Ева увидела маленький жалкий серый комочек и сказала мне: «Мамочка, посмотри, там собачка умирает». Я ответила: «Доченька, это не собачка, это маленький львенок, царь зверей».

Я упросила директора зоопарка отдать нам этого несчастного малыша. Назвали мы своего царя зверей, естественно, Кингом. Когда львенок немного окреп, подрос и превратился в красивого льва, мы хотели вернуть его в зоопарк. Но, когда попытались отвезти его туда, он устроил настоящий скандал. Пришлось оставить нашего питомца.»

Хилого львенка выхаживала вся семья Берберовых и он находился под неусыпным вниманием круглые сутки. Сначала его выкармливали из соски молоком. Потом, когда львенок подрос, перешли на мясо, и требовалось его жуткое количество…

Как вспоминал друг семьи, фотограф Владимир Алексеев: «Они обкладывали Кинга грелками, кормили его из соски всевозможными смесями. Поначалу у львенка совершенно не действовали передние лапы. Так они поочередно целыми днями массировали их.

Постепенно лев начал ходить, но дефект остался на всю жизнь. Если внимательно присмотреться, то в «Необыкновенных приключениях…» видно, когда Кинг бежит по улице, его передние лапы загребают, как ласты. Вырос Кинг большой-пребольшой, красивый-прекрасивый. И добряк — каких свет не видывал.

Кинг вел себя точь в точь, как обыкновенный домашний кот. Единственная проблема: этот «кот» так и норовил лизнуть гостя, а язык у льва — точно наждачная бумага. Но если уж очень надоедал, на него можно было цыкнуть, отпихнуть. Лев безропотно уходил в угол или залезал на антресоли, где было его законное место»

Из маленького заморыша Кинг на глазах превращался в настоящего царя зверей. Спустя год это был уже могучий красавец лев с гордой осанкой и роскошной гривой.

«Утром Кинг просыпался вместе со всеми, завтракал, играл с детьми. Они таскали его за усы, ездили, как на лошади: с ним можно было делать все что угодно, он ни на что не обижался и никогда не огрызался.» — вспоминала Нина Берберова.

«Кинг дружелюбно относился не только ко всем двуногим, но и к четвероногим: уважал всех животных, которые были у нас в доме.

Особенно подружился с Чапом, маленькой черной собачкой, весившей меньше четырех килограммов. Чапу было уже шесть лет, когда появился Кинг, поэтому он считал себя эдаким «дедом», а Кинга юнцом.

Если «юнец» пытался напроказничать, крохотный Чап бегал за ним по квартире и лаял. Огромный Кинг залезал под стол и поджимал хвост. Спали они тоже вместе: сначала ложился Кинг, а потом Чап устраивался у него на огромных «плюшевых» лапах.

Ели из одной миски: первым «блюдо» пробовал Чап, затем уже подходил Кинг. Чап был крохотный и съедал совсем мало, Кингу же на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограммов мяса, яйца, рыбий жир.

Зарплата у нас была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому нам пришлось заняться подработкой: принять предложения о съемках. Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для нашего Кинга звездным и последним часом» 

Нрав у льва, выросшего в атмосфере всеобщей любви, был в основном спокойный и благородный и Берберовы его обожали, как собственного ребенка, хотя жить с 240-килограммовым львом в городской квартире было тесновато и во многом проблематично.

Нина Берберова вспоминала: «Кинг обожал Льва Львовича и нежно относился ко мне, видимо понимая, что я — женщина! То ли в нем пробудилась ревность самца, то ли на это была другая причина, но как только он почувствовал свой юношеский возраст, Кинг стал ночевать на нашей супружеской постели между мной и Львом Львовичем. И очень часто в такие ночи я просыпалась от грохота и находила мужа на полу рядом с кроватью. Это Кинг выталкивал своего хозяина с постели, коль скоро он не понимал, что в такой ситуации третий лишний… Так что покойный Лев Львович по милости своего воспитанника набил себе не одну шишку.»

И соседи были совсем не рады соседству с крупным хищником. Из просторной квартиры на втором этаже в престижном районе Баку шел жуткий звериный запах. Да еще подросший Кинг будил людей среди ночи своим громким рыком. Ведь для львов это в порядке вещей — обозначать свою территорию в саванне своим запахом и громким рычанием, чтобы отпугнуть львов-конкурентов. Выгуливали Кинга на поводке рано утром в сквере, но, когда заходили в подъезд, иногда сталкивались со спешащими на работу соседями. И далеко не у всех были настолько крепкие нервы, чтобы сохранять спокойствие, когда на лестнице их прижимала к стенке двухсоткилограммовая туша льва.

Кинг на съемках «Итальянцев в России»

14 мая 1973 года начались съемки трюковой комедии «Необыкновенные приключения итальянцев в России.» Сценарий фильма написали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский и изначально назвали его «Спагетти по-русски». 

За месяц до начала съёмок льва привезли на специальном автобусе из Баку в Ленинград для акклиматизации. Вскоре наступил процесс съёмок сцен со львом, и тут начались серьёзные неприятности.

А ведь перед съемками фильма хозяин льва — архитектор Лев Львович Берберов прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был дополнен новыми эпизодами и трюками с участием льва.

Но так уж сложилось, что Кинг совершенно не разделял точку зрения своего хозяина и команд не слушался совсем.

Своенравному зверю было наплевать на жёсткий съёмочный график, на бюджет, на советско-итальянские отношения — он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек — и группа покорно ждала три ночи. На четвёртую Кинга что-то заинтересовало внутри склада, и он прыгнул.

Эльдар Рязанов вспоминал: «Лев чихать хотел на всех нас! Это был ленивый домашний лев, воспитанный в интеллигентной семье архитектора, и он не желал работать. Этот лев в своей жизни не делал ничего, чего бы он не желал. Ему было наплевать, что у группы сжатые сроки, что надо соблюдать контракт с итальянцами, что это совместное производство, что между странами заключено соглашение о культурном обмене. Кинг оказался очень несознательным… Я был в отчаянии! К сожалению, способности льва были сильно преувеличены. Лев был недрессированный, невежественный и, по-моему, тупой. Мы намытарились с этим сонным, добродушным и симпатичным животным так, что невозможно описать…»

«Мы долго не могли уговорить льва пробежать 15 метров по прямой. Кричали: «Кинг, сюда! Кингуля, Кингуля!» Но он даже головы не поворачивал, если ему чего-то не хотелось делать.»

Рязанов нервничал, кричал, что если упрямый лев не пробежит сам, то его потащат на тросе бульдозером. Шутил, я надеюсь. Рязанов на съемках бывал крут и с актерами, если что-то шло не так, как он планировал.

«Все сцены со львом приходилось снимать поздними вечерами и ночами. Ведь Кинг должен был бегать по Ленинграду. Но людей на улицах было множество: туристы толпами съезжались полюбоваться белыми ночами. И мы боялись, что лев кого-нибудь покалечит.» — вспоминал режиссер.

Однажды произошел действительно очень неприятный случай. На съемках сцены, когда итальянцы бегут за львом, зверь неожиданно остановился и «обнял» Нинетто Даволи (он играл Джузеппе).

По спине артиста потекла кровь — зверь поцарапал ему голову и спину. И тут среагировал дрессировщик — дублер Евстигнеева: он огрел хищника костылем, тот отскочил, и актеры разбежались. Итальянскому актеру оказали помощь на площадке, поскольку раны оказались несерьезными.

На следующий день сцена с хищником предстояла Андрею Миронову. Его герой должен был сползать со сфинкса прямо на Кинга.

Вся труппа была уверена, что после вчерашнего несчастного случая Миронов откажется, но актер решил рискнуть. К счастью, все закончилось благополучно.

В этом эпизоде герой Миронова слезает со сфинкса, куда лев загнал кладоискателей, и проводит с хищником беседу, пытаясь пробудить сознательность. Когда артист опустился на землю и стал медленно приближаться к хищнику, то весь его страх и эмоции отразились на его лице. Даже играть ничего не пришлось. И в фильм вошла уникальная сцена, как милиционер воспитывает грозного льва.

Вообще поначалу все актеры панически боялись сниматься со львом и их нервозность и недоверие еще больше заводили зверя. Чувствовал Кинг и нетерпеливое недовольство режиссера.

По сценарию требовалось, чтобы актеры сдружились и взаимодействовали со львом, и первым на это осмелился Андрей Миронов (эпизод у сфинкса), а вскоре и остальные последовали его примеру, поняв, что лев упрямый, но домашний и не агрессивный.

После работы с этим «ленивым, тупым, «недрессированным» львом, Эльдар Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром-анималистом, то есть больше никогда не снимать животных.

Некоторые сцены со львом собирались доснять в Москве, однако этим планам не суждено было сбыться.

Как погиб Кинг

В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье Берберовых выделили целую школу на улице Мосфильмовская. По Ленинграду каждый день ездила машина с громкоговорителем и предупреждала, что в школе такой-то живет лев и не стоит приближаться к этому месту. Но этот запрет подействовал не на всех.

 25 июля 1974 года лев находился на территории закрытой школы…

В это время рядом проходил студент Валентин Марков, который был с девушкой и собакой. Собака убежала на территорию школы и студент, перепрыгнув через забор, побежал за ней. Неожиданно из-за кустов вышел лев и, повалив парня, стал играючи его катать. Девушка от испуга закричала: «Помогите, лев рвет человека!» На крик сбежались прохожие.

С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму из табельного оружия. Одна из пуль попала прямо в сердце, от чего лев погиб на месте. По словам очевидцев, студент отделался лишь небольшими царапинами.

Кстати, впоследствии, лейтенант сделал головокружительную карьеру и стал генералом и председателем комитета Госдумы по безопасности. 

Дальше я сознательно приведу две противоположные трактовки трагедии.

Нина Берберова: «В тот день наш ассистент Саша в спортивном зале школы играл с Кингом в футбол. Огромные окна этого зала выходили как раз на яблоневый сад. Саша на несколько минут оставил Кинга одного: пошел налить себе чаю. И, видимо, в этот момент появился Марков (никогда не забуду его имени). Кинг увидел нового человека и подошел к окну. По словам очевидцев, Марков стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву.
Для Кинга это был призыв к игре: наш ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, побежал к этому Маркову, повалил его на землю. Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!» И тут мы услышали выстрелы.
Потом узнали, что с обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но у Гурова, видимо, появился азарт, и он разрядил в Кинга всю обойму. Студент Валентин Марков отделался лишь небольшими царапинами».

Из воспоминаний генерал-лейтенанта, депутата Государственной думы А. И. Гурова: «Я тогда работал инспектором боевой и служебной подготовки Гагаринского райотдела милиции Москвы. Вдруг в дежурной части — галдеж! Сбежал вниз, в рубашке, без кителя, без фуражки. Мне суют пистолет, говорят: «На, ты сможешь!» Вокруг крики: «Лев человека задрал!» Машинально беру пистолет, спрашиваю: «А где лев-то?» — «Да в кустах, возле школы». Ноги сразу стали ватными, да делать нечего. Побежал. Передо мной жуткая картина. Огромный лев, как потом выяснилось, весом 240 кило, сидел на задних лапах, передними лапищами прижимал человека, в пасти — его голова. Я схватил пистолет двумя руками, уперся локтями в живот. Стреляю ему в шею. Зверь издает страшный рев. Я стал делать выстрел за выстрелом, не позволяя льву прыгнуть. Пришел в себя, только когда хищник упал замертво где-то в шести метрах от меня. Первой подбежала хозяйка зверя-убийцы Нина Берберова, потом муж ее и начали орать на меня: «Фашистская морда!» А рядом лежит парень в луже крови. На этого несчастного они и внимания не обратили. Тем временем подходит еще один тип, позднее выяснилось — детский писатель, и начинает голосить, что «мы похороним этого льва на даче писателей.»

После гибели Кинга Сергей Образцов и Юрий Яковлев подарили Берберовым второго льва, которого тоже назвали Кингом. Именно Кинг-II через несколько лет стал причиной трагедии – убил сына своих хозяев и ранил хозяйку. 


 

Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
а в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось все, что было…
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.

Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта.

(Эльдар Рязанов)


Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе контакты, фотография будет немедленно удалена.

 

Как Эльдар Рязанов поссорился с львом Кингом и зарекся снимать зверей
5 (100%) 3 votes

Добавить комментарий