Ив Сен-Лоран, его французские бульдоги Мужики и «русский след» в творчестве

«Я был бы счастлив в раю лишь при условии, что ангелы одеты со вкусом и носят свои нимбы с изящным наклоном»
«Самая лучшая одежда для женщины — это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я.»

(Ив Сен-Лоран)

В этом году исполнилось 10 лет как ушел из жизни один из величайших французских модельеров Ив Анри́ Дона́ Матьё Сен-Лора́н (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent1 августа 1936, Оран, Алжир — 1 июня 2008, Париж). За прошедшее десятилетие  Маэстро Сен Лорану и его творчеству было посвящено огромное количество книг, художественных и документальных фильмов, научных и развлекательных статей. Вспомним и мы сегодня о той важной роли, которую играли любимые собаки в жизни мастера.

Безумно талантливый, нервный и ранимый, посвятивший почти 50 лет своей жизни высокой моде, он был серьезным художником, придумал стиль унисекс, нарядил женщин в мужские брючные костюмы и прозрачные блузки, придумал платье-трапецию и стиль сафари, ввел в моду водолазки с высоким горлом и камуфляж.

Великий кутюрье всегда обожал собак, а самой лучшей породой считал французского бульдога. На протяжении жизни у Сен-Лорана жили пять абсолютно похожих бульдогов, которых он всегда называл одним и тем же именем: Мужик I, Мужик II, Мужик III и т.д. Бульдоги постоянно сопровождали модельера на фотосессиях, вдохновляли и успокаивали, когда дизайнер работал над новыми коллекциями, сопровождали повсюду в поездках.

Существуют разные легенды, откуда у бульдогов появилось это забавное имя. Одна из них гласит, что на одной парижской вечеринке, где богема отмечала  день рождения Лили Брик, дизайнер поделился с «музой русского авангарда» своими сомнениями по поводу выбора клички для любимого щенка. Та предложила  дать изнеженному бульдогу грубоватое русское имя «Мужик». Этот необычный вариант рассмешил и понравился Иву, так что каждого последующего питомца он подбирал насколько это возможно похожим на предыдущего и сохранял кличку.

Однако, биографы Сен-Лорана возражают, что первый пес жил у мастера еще до встречи с Лилей Брик.

Скорее всего имя для бульдогов придумал сам Сен-Лоран, который был большим поклонником русской культуры и всего русского. Он коллекционировал Бакста, создавал фантастические наряды для Майи Плисецкой и Рудольфа Нуриева. 

 В январе 1958 года дизайнер выпустил первую собственную женскую коллекцию для дома «Диор»— «Трапеция» обыгрывала формы традиционного русского сарафана. 

В июне 1959 года вместе с двенадцатью манекенщицами Ив Сен-Лоран прилетел в Москву c коллекцией верхней женской одежды, став первым известным модельером, представившим  французскую моду в СССР

Ив сен-Лоран с Майей Плисецкой (справа) и Катрин Денев.

Французского бульдога назвают аристократом собачьего мира, ведь представителей этой породы очень любили и долгое время могли себе позволить только самые зажиточные персоны.

В начале ХХ века первые французские бульдоги, завоевав большую популярность в Европе, начали покорять своими забавными клоунскими мордочками, «хрюкающими носами» и широкими улыбками сердца русской аристократии, членов королевской семьи и деятелей культуры.

Ив Сен-Лоран был знатоком русской культуры, наверняка он знал, что французский бульдог был любимой собакой принцессы Татьяны Романовой и князя Феликса Юсупова, великого Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой и Владимира Маяковского.

Кстати, портрет Маяковского стоял долгое время на рабочем столе дизайнера.

Ив Сен-Лоран с удовольствием читал произведения Пушкина и Толстого, Чехова и Тургенева, восхищался музыкой Чайковского и Мусоргского, пил русскую водку из рюмок с двуглавым орлом

Можно предположить, что кутюрье был знаком и с высказыванием писательницы Колетт, которая имела большое влияние на парижскую богему и аристократию начала XX века.

В письме подруге Колетт писала: «У меня в то время было две собаки, впрочем, рука не поворачивается написать «две собаки». У меня была собака и французский бульдог». Вот так: «французский бульдог» — это уже существо другого порядка.»  😀 

Скрещивание бургосского испанского бульдога с привезенными из Англии той-бульдогами, возможно также с терьерами и мопсами, привело в результате к созданию новой породы, в которой корпус уменьшенного английского бульдога сочетался с головой бургосского, а стоячие уши на короткой бульдожьей морде стали одним из основных признаков породы.

Историк породы Дженнет Брауни писала: «… я утверждаю, что именно французы сделали французского бульдога компактной, прямоногой, короткомордой, игривой и яркой маленькой собакой сегодняшнего дня и достигли они этого, максимально сторонясь английского бульдога.» В конце 1904 года английский кеннел-клуб наконец признал породу как самостоятельную. Ей присвоили название «Le Bouldogue Francais», которое в дальнейшем получило английский эквивалент French Bouldog. 

Ив Сен-Лоран влюбился в этих коренастых мускулистых песиков с неподражаемой плоской мордой и веселым нравом.

Дружелюбные и веселые, очень активные, но достаточно послушные и беззаветно преданные своему хозяину, французики стали постоянными спутниками великого дизайнера. И в чем-то они явно были похожи  😀 

За всю жизнь у Сен-Лорана сменилось пять бульдогов Мужиков. Говорят пятый был самым суровым – мог запросто не подпустить к хозяину человека, если чувствовал, что он ему не понравился, мог облаять и даже цапнуть. 

Кстати образ «сенлорановского» бульдога наряду с Команданте Че и Мэрилин Монро увековечил в своих картинах Энди Уорхол, а Лоран затем использовал его образ для создания рождественской открытки из серии LOVE , которая разошлась миллионными тиражами и украшала студию кутюрье (см. 2 фото сверху).

Как Мужики (бульдогов я сейчас имела в виду), так и любовь к России оказали заметное влияние на творчество дизайнера. 

В их с Пьером Берже нормандском поместье, рядом с Замком Пруста, была построена самая настоящая русская изба с резными наличниками, тут же неподалеку находилась русская баня. 

 А потом появилась самая знаменитая коллекция Маэстро, вошедшая во все энциклопедии моды, ставшая одним из главных шедевров fashion-искусства – коллекция «от кутюр» «Русские оперы и балеты» 1976 года.  

Находясь в глубочайшей депрессии, Ив Сен Лоран создал более сотни гениальных эскизов в цвете, вдохновившись «Русскими сезонами» Дягилева, рисунками Бакста, византийской культурой и русским фольклором. 

Лоран неоднократно подчеркивал, что для него дорого русское искусство, музыка, музеи, природа и особенно женщины — самые красивые в мире. Недаром директором Дома моды Лорана много лет была русская аристократка и красавица Элен Строганофф-Люденгаузен.

«Русские оперы и балеты» назвали революционной коллекцией, меняющей направление моды во всем мире». Сам Сен-Лоран считал ее если не самой удачной, то, безусловно, самой красивой его коллекцией. Пышные юбки, шали, блузы, папахи и сапоги сразу вошли в мировую моду. 

Вся 50-летняя карьера Сен-Лорана была яркой и противоречивой, как сам художник.

Кстати, Ив Сен Лоран родился в обеспеченной и очень счастливой семье. Его предки были родом из Швейцарии. Прадедушка Ива составил брачный контракт между Наполеоном Бонапартом и Жозефиной Богарне. 

Одни превозносили его талант, другие осуждали. Он скрывался от посторонних за толстыми линзами своих очков в роговой оправе, а потом снимался полностью обнаженным в рекламе собственных духов. 

Красота платьев его интересовала намного больше, чем признание публики. Уединение и своих собак он ценил особенно остро после бесконечных шумных вечеринок и назойливых поклонников. Для него не существовало авторитетов и тенденций, но он тонко чувствовал свежий ветер хулиганистых 60-х. 

Легендой при жизни Ив Сен-Лоран стал после того, как одел женщину в смокинг и брючный костюм. В конце 60-х это было настоящим шоком. 

Ив Сен-Лоран и Грета Гарбо

Грета Гарбо в легендарном костюме YSL
При этом кутюрье всегда считал, что сила женщины именно в ее женственности.

Ив Сен-Лоран неоднократно подчеркивал, что для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит. 
 В 1955—1957 годах молодой Ив работал в модном доме Кристиана Диора и был одним из его ассистентов. 

Ему был всего лишь 21 год, когда после внезапной смерти Кристиана Диора, Ив Сен-Лоран стал главой модной империи Christian Dior. Первый же показ его работ произвел настоящий фурор и вызвал слезы восторга. 

Потом в его жизни была служба в армии, война в Алжире и последовавший за этим нервный срыв, который лечили электрошоком и транквилизаторами в психиатрической клинике. 

А в 24 года дизайнер оставил фирму «Кристиан Диор» и  со своим спутником жизни Пьером Берже основал модный дом под собственным именем, логотипом которого стали первые буквы его имени — YSL, который со временем в значимой мере повлиял на ход истории моды. 

Про Сен-Лорана говорили, что он «родился с нервным срывом». Сам анархист-дизайнер не раз признавался в пристрастии к наркотикам и нетрадиционной ориентации.

Но главным его допингом была безграничная любовь к прекрасному.

Мастер писал, что он мечтал бы в своих эскизах добиться такой же лаконичности и выразительности, как Анри Матисс в своих образах.

Невероятно, каким одержимым трудоголиком и перфекционистом был этот человек.

В художественном становлении Ива Сен-Лорана заметную роль сыграли костюмы и декорации Кристиана Берара, живопись Анри Матисса, Диего Веласкеса, Эдуарда Мане.

Сен-Лоран создавал для одной коллекции по 1000 эскизов за две недели. Затем 200 самых лучших отшивали в течение полутора месяцев. 
И всегда рядом с его рабочим столом в студии маячила фигурка верного друга-бульдожки. Наверное только этим плоскомордым клоунам с их позитивом было под силу подбадривать своего неврастеничного, но дьявольски талантливого  хозяина.
Ив Сен Лоран родился  и до 18 лет безвыездно прожил в Оране – портовом городе на средиземноморском побережье Алжира, под палящим северо-африканским солнцем.

Он впитал в себя яркую культуру, которую в восточных сказках называют магрибской. 
Творчество Сен Лорана всегда отличало южное буйство красок – сочетание ярко-малинового с изумрудно-зеленым, пламенеющего красного в сочетании с чернильным, сочного лимонного цвета, вплетенного в кобальтовый синий, небесно-голубого в соседстве с нежным розовым,  оранжевого с глубоким фиолетовым…

Он практически уничтожил главную заповедь французской элегантности – «не более трех цветов в одном образе». Он вообще обожал рушить стереотипы.

В 2002 году Ив Сен-Лоран завершил свою творческую карьеру прощальным показом. В финале дефиле на подиум вышла давняя муза и лучшая подруга кутюрье Катрин Денев и исполнила для него прощальную песню. 
Прощаясь с подиумом перед тем, как погрузиться в отшельничество Сен-Лоран сказал: «Я чувствую, что создал гардероб современной женщины и участвовал в трансформации своей эпохи. Я делал это при помощи одежды и очень горжусь тем, что женщины всего мира носят сегодня брючные костюмы, смокинги, двубортные жакеты, тренчи.»

Спустя полгода Ив Сен-Лоран продал свой модный Дом. «Я познал страх и ужасное одиночество, транквилизаторы и наркотики, „липовых“ друзей, тюрьму, депрессии и клиники. Я вынырнул из всего этого, ослепленный, но протрезвевший» 
Интересно, что Ив Сен Лоран никогда не рисовал во Франции. В юные годы, еще в свою бытность главным художником Дома «Диор», он отправлялся на несколько месяцев в родительский дом в Оране, откуда возвращался с внушительной пачкой эскизов.

Позже таким творческим убежищем для него стал уже личный дом в Марокко – вилла Мажорель.

Ив Сен-Лоран скончался 1 июня 2008 года в своем парижском доме от злокачественной опухоли мозга в возрасте 71 года. Его прах, согласно завещанию, был развеян над садом любимой виллы Мажорель в Марокко.
Всю жизнь сражаясь с депрессией, склонностью к суициду и пристрастием к наркотикам, Ив Сен-Лоран стал последним из плеяды великих художников, превративших Париж в мировую столицу моды. Современные модельеры до сих пор возвращаются к его богатому творческому наследию. 


Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе контакты, фотография будет немедленно удалена.

 

Ив Сен-Лоран, его французские бульдоги Мужики и «русский след» в творчестве
5 (100%) 2 votes

Добавить комментарий