Изящные кошки на картинах Henriette Ronner Knip

Наша «Галерея котоживописи» пополняется картинами замечательной бельгийской художницы-анималистки голландского происхождения Генриетты Роннер-Книп (Henriette Ronner Knip, 1821 — 1909)

Генриетта Книп  родилась 31 мая 1821 в Амстердаме в семье художника Иосифа Августа Книпа. С пяти лет девочка увлеклась живописью и прилежно копировала этюды своего отца. 

Отец Генриетты всерьез занимался художественным образованием дочери. Она работала в студии под руководством слепнущего отца от заката до рассвета, потому что от ее успехов зависел доход их семьи. Отец постоянно повторял дочери о тех жертвах, которые художник должен положить на алтарь изобразительного искусства, чтобы добиться признания. Став взрослее, Генриетта поняла, что уроки и наставления отца дали ей много больше, чем могла бы дать недешевая система академического образования.

В 1832 году отец полностью ослеп. Генриетта продолжала учиться живописи и в 16 лет юная и талантливая художница уже участвовала в ежегодной выставке в Дюссельдорфе, где была продана ее картина с изображением кошки на окне.

Генриетта стала постоянным участником выставок в Германии и Голландии. Она была очень способной и могла быстро создавать картины с изображением пасторальных ландшафтов и замков, ферм и жанровых сцен, натюрмортов и портретов. Несмотря на то, что все ее картины были очень популярны и хорошо продавались, художница все больше внимания стала уделять изображению любимых животных — вместо сельских пейзажей она принялась изображать коров, овец, лошадей и домашнюю птицу.

После 1845 г. основными героями картин Генриетты Книп стали собаки. Критики не скупились на похвалу ее технике живописи.

В 1850 г. она вышла замуж за Тейко Роннера и переехала вместе с мужем из Брабанта в Брюссель (Бельгия), где у них родились шестеро детей. Первые годы брака ее муж тяжело болел, и Генриетта вновь стала ответственной за доходы семьи. Она вставала в пять утра и без устали рисовала, чтобы заработать средства к существованию.

И эти старания не пропали даром. Генриетта часто изображала одну из отличительных черт жизни небогатых фермеров и торговцев — собачьи упряжки, которые использовались за неимением достаточной лошадиной силы. Такое средство передвижения использовалось в течение всего XIX в. Эти работы показали влияние романтизма, и одна из лучших была написана в 1860 г. «Смерть друга» (находится в Музее Изобразительных Искусств в Брюсселе). Картина изображает старого торговца, который скорбит о смерти одной из своих собак.

После экспонирования этой картины в Брюсселе Генриетта Роннер-Книп завоевала репутацию художника-анималиста и получила большое количество заказов от влиятельных людей, среди них были короли Ганновера, Пруссии, Португалии и королева Бельгии, а также Графиня Фландрии, для которой были нарисованы портреты ее собак.

Несмотря на растущую популярность, Генриетта продолжала жить скромно и со временем перенесла свое внимание на другое прекрасное домашнее животное. Это произошло после 1870 г., когда в доме художницы появилась кошка и завоевала внимание хозяйки своими движениями, взглядами и взаимоотношениями между собой, что было очень удивительно точно отображено на ее картинах. К тому же тема домашних животных была очень популярна у горожан среднего класса, и картины хорошо продавались.

Генриетта Роннер-Книп двигалась в этом направлении, рисуя игривых или сонных кошек, используя при этом все те же темные цвета, пока нахлынувшее модернистское течение не назвало ее искусство скучным и консервативным. Скорее всего, именно это заставило ее в своих поздних картинах отказаться от строго выстроенной композиции и использовать более светлые тона.

Генриетта Роннер-Книп умерла 2 марта 1909 года в Брюсселе. За всю свою творческую карьеру она получила множество престижных наград и почестей (смотри под спойлером).

Мне кажется, что нам особенно интересно вглядываться в работы Генриетты Книп не только потому, что она замечательно передает повадки и эмоции кошек и собак, но еще и погрузиться в изящный мир 19 века, полюбоваться изящной посудой и роскошными тканями, красивыми предметами домашней обстановки. 

Кошки у Генриетты получались необыкновенно красивыми. Ну, а уж котята — это сплошное умиление. Мир красоты, гармонии, домашнего уюта и покоя. Эти вещи никогда не потеряют свою ценность.

А нам, в нашем психованном времени, очень здорово было бы хоть на несколько минут погрузиться в тот неспешный и более стабильный мир.


Примечание. Все права на изображения принадлежат их автору.

 

Добавить комментарий