Сальвадор Дали и экзотические животные

 «Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали». (Сальвадор Дали)

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Дали при жизни (11 мая 1904 — 23 января 1989) прославился не только своими яркими произведениями искусства, но и дьявольской изобретательностью, с которой он привлекал всеобщее внимание к своей  гениальной персоне. Причем для достижения своей цели он не гнушался использовать как людей (ставя их иногда в очень неловкие и жестокие ситуации), так и животных.

Дали любил с пафосом повторять, что уже в 25 лет он осознал собственную гениальность, хотя покупать свои картины он в жизни бы не стал.

Он обожал выдумывать эксцентричные выходки, превращая повседневную жизнь в тот еще сюр — появлялся в публичных местах в леопардовой шубе или пиджаке из кожи жирафа, мог заявиться на прием в мятых бархатных штанах пурпурного цвета и золотых туфлях с загнутыми носами. Разгуливал в парике, похожем на веник, а на великосветский бал в свою честь заявился в роскошной шляпе, украшенной…тухлой селедкой. 

А почему нет? У гениев свое видение мира. Зато до сих пор обсуждают.

И очень часто Дали засвечивался в компании экзотических животных, которые еще ярче оттеняли неординарную личность испанца.

Сальвадор Дали часто появлялся на публике в леопардовой шубе и в сопровождении оцелота — дикого кота, похожего на леопарда. Художник настолько ассоциировался с дикими кошками, что в его честь была создана парфюмерная марка Salvador Dali  и духов Dali Wild, украшенных леопардовым принтом.

Оцелота, с которым часто фотографировался Дали, звали Бабу, и принадлежал он менеджеру живописца  Джону Питеру Муру по прозвищу Капитан. 

В 1960 году в Нью-Йорке Дали вместе с женой Галой направлялись в кино и наткнулись на бездомного попрошайку с котёнком оцелота. После просмотра фильма Дали выкупил у бездомного экзотического зверя за немалую сумму в 100 долларов, чтобы разыграть своего менеджера. Оцелот был подброшен в номер отеля к Капитану.
Капитан Мур, уж на что привык к выходкам своего патрона, но и он был несколько озадачен, когда среди ночи ему на грудь прыгнул маленький леопард с приветственным рыком.
Питер тут же скорешился с южноамериканским котиком и заказал для него в номер угощение из  лосося, говядины, сыра и молока. С умиротворенным ворчанием оцелотик умял угощение, быстро забывая свое голодное и бездомное детство, и заныкался в дальний угол под кровать.

На следующее утро уже Питер Мур разыгрывал Дали, делая вид, что ничего необычного с ним сроду не происходило, и на наводящие вопросы отвечал уклончиво.

Оцелота прозвали Бабу, что на хинди означало «джентльмен» и он многие годы был любимым спутником Дали на вечеринках и прогулках.

Впоследствии Питер Мур и его жена Кэтрин завели второго оцелота по кличке Буба, а затем и третьего, с именем бога ацтеков Уицилопочтли (которого им просто прислали по почте!?).

Таким образом, оцелоты часто появлялись на публике вместе с художником, хотя никакого удовольствия сами хищные кошки от шумных толп богемной тусовки явно не получали. 

Если внимательно присмотреться к некоторым фотографиям, то заметно, что Дали намеренно злил оцелота, чтобы на снимке он получился более диким.

Впоследствии Питер Мур написал книгу воспоминаний «Живой Дали», в которой рассказывались разные эпизоды, связанные с оцелотами.  Во вступлении к книге Кэтрин Мур написала: «Бабу на хинди означает «джентльмен». И, оправдывая своё имя, Бабу вёл жизнь настоящего джентльмена. Он питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах. Его тискали симпатичные девушки, серьёзные деловые люди, аристократы и даже особы королевских кровей. (Чтобы избежать неприятных инцидентов, оцелоту подстригали когти.) Весил он добрых двадцать килограммов. После поездки в Нью-Иорк, где Бабу отлично кормили, а возможности много двигаться не было, он прибавил ещё немного. Дали это очень веселило, и он как-то сказал Питеру: «Ваш оцелот похож на раздувшийся пылесборник от пылесоса».

В той же книге рассказывается о некоторых «аристократических» привычках, которыми обзавелся Бабу, постоянно общаясь с неординарными личностями. Например, каждое утро Бабу съедал по свежему цветку розы и наотрез отказывался от лакомства, если лепестки были немного увядшими.

Оно конечно, Бабу здорово подфартило, по сравнению с его беспризорным детством у уличного попрошайки, но сдается мне, экзотические зверушки оцелоты предпочли бы жить в гораздо менее богемном и «диком» обществе. Просто у них никто не брал интервью.

Хотя, Питер и Кэтрин Мур реально любили и заботились о своих оцелотах.

В путешествии на лайнере в Нью-Йорк, Бабу полюбил возлежать на рояле во время исполнения музыки, но потом пианисту пришлось заказывать новый инструмент, поскольку оцелот обильно пометил полюбившийся рояль.  😀 

Таким же образом Бабу, сопровождавший художника, «оросил» старинные гравюры Пиронезе в небольшой типографии под названием «Центр старинных эстампов». Дали получил счет на 4000 долларов, но предложил заплатить за ущерб хозяину оцелота Питеру Муру. Однако впоследствии Дали согласился вместо выплаты компенсации напечатать в типографии Лукасов одну из своих литографий «Взрывчатую весну.»

«Результатом нашего визита — а точнее, «визита» Бабу на этажерки «Центра старинных эстампов» — стала выгодная сделка на миллион долларов и многолетнее сотрудничество с супругами Лукасами», — написал Капитан в своей книге.

Бабу и дальше продолжал «помечать» бесценные произведения Дали, что иногда опять же приводило только к прибыли.  😀 

Оцелот загадил триптих, который был подарен иранскому шаху а впоследствии удачно продан за миллион долларов на благотворительном аукционе.

Он пробежался своими когтистыми лапищами по гуашевым иллюстрациям  к «Алисе в Стране чудес», которые сушились на ковре в номере Капитана, да еще и отгрыз угол у одного из рисунков. Дали отреагировал в своём неподражаемом стиле: «Оцелот отлично поработал! Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих!»

И они действительно необычны и хороши.

Гуляет по миру и забавный анекдот про Дали и оцелота. Как-то раз в Нью-Йорке художник зашёл в ресторан и взял с собой, как водится, друга Бабу, которого из предосторожности привязал золотой цепочкой к ножке стола. Полная пожилая дама, проходившая мимо, чуть не упала в обморок, заметив у своих ног небольшого леопарда. Пятнистый ужас отбил у леди аппетит. Сдавленным голосом она потребовала объяснений.

Дали  невозмутимо ответил: «Не беспокойтесь, мадам, это обычный кот, которого я немного «дорисовал». Дама оглядела животное ещё раз и вздохнула с облегчением: «О да, теперь я вижу, что это всего лишь обыкновенный домашний кот. В самом деле, кому взбредёт в голову прийти в ресторан с диким хищником?»

Но самым известным произведением искусства, связанным с Дали и кошачьей темой, была знаменитая фотография «Атомный Дали» (Dali Atomicus), на которой сам художник и несколько «летающих» кошек были изображены родоначальником сюрреализма в фотографии Филиппом Халсманом. 

Это мы сейчас в эпоху цифровых технологий и «фотошопов» воспринимаем любые чудеса в фотографии без изумления. Что там летающие художники и коты!

Но в том далеком 1948 году, для того, чтобы сделать этот «экспрессивно-динамичный снимок,» несчастных котов со всей дури 28 раз подбрасывали в воздух и выплескивали на них воду. И чем громче раз за разом вопили от ужаса перепуганные животные — тем громче хохотал капризный гений сюрреализма. 

Съемка длилась более 6 часов. При этом заявлялось, что никто из животных не пострадал. Ну, то есть, никто из котов не сдох прямо там в студии после общения с гениальными сюрреалистами — художником и фотографом.

Есть еще фотография. на которой Дали представил себя в виде многорукого божества, а черная кошечка, растянувшаяся обессиленно на переднем плане, явно ощутила на себе давление «небожителя.»

Кошки, а вернее — тигры, появились потом на двух картинах Сальвадора Дали.

Самая известная имеет нетривиальное название  «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

Необычная картина «Пятьдесят, Тигриная реальность» (Cinquenta, Tiger Real) состоит из 50 треугольных и четырехугольных элементов. Композиция картины основана на необычной оптической игре: на близком расстоянии зритель видит только геометрические фигуры, на расстоянии двух шагов в треугольниках проявляются портреты трех китайцев, и только на большом расстоянии из оранжево-коричневого геометрического хаоса является вдруг голова разъяренного тигра.

Вообще, с гениальными личностями лучше общаться на расстоянии, как с этой картиной. Большое видится на расстоянии, а вблизи отчетливо видны жизненные треугольники и четырехугольники.

Дали неоднократно «жестоко чудил» по отношению к зверушкам. Как-то раз Сальвадор потребовал пригнать к отелю стадо коз, после чего стал стрелять по ним холостыми патронами. 

Однако не только обществом оцелота Бабу шокировал публику испанский художник. Иногда, как на этой фотографии 1969 г., он разгуливал по Парижу с огромным муравьедом на золотом поводке, и даже приволакивал беднягу на шумные светские приемы.

Учитывая, что муравьеды — это очень осторожные и пугливые животные с необыкновенно тонким обонянием, ведущие в природе одиночный образ жизни и избегающие общества даже своих собратьев, становится понятным, что пребывание в крикливых толпах людей и прокуренных помещениях, или на оживленных улицах с вонючим и твердым асфальтом и шумом транспорта, было для несчастного животного настоящей жестокой пыткой.
Муравьед — слишком прихотливое животное, и держать его дома было невозможно (хотя во многих источниках муравьед называется домашним питомцем Дали).

Насколько я поняла, почитав англоязычные истории о знаменитом художнике, Дали взял под опеку большого муравьеда из парижского зоопарка, поскольку ненавидел муравьев. Этого большого муравьеда мы и видим выбирающимся из парижского метро. Позже он неоднократно дефилировал еще и с мелким муравьедом (не возьмусь точно определить его вид), которого вы увидите в записи телепередачи. Возможно он и был домашним питомцем Дали, и я ему искренне сочувствую, посмотрев, как художник швырял его.

По одной из версий острая нелюбовь к муравьям появилась еще в детстве, когда Сальвадор увидел любимую летучую мышь (жившую в его детской комнате) мертвой и облепленной этими насекомыми. Для сверх впечатлительного мальчика это зрелище было шоком.

Есть другое мнение, что любовь к муравьедам у Сальвадора Дали возникла после прочтения поэмы Андре Бретона «After the Giant Anteater». 

В детстве же у Сальвадора появилась фобия к кузнечикам, и одноклассники доводили «странного ребенка», высмеивая его и засовывая насекомых ему за шиворот, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Сальвадор Дали фотографировался и с другими экзотическими животными. Например, очень органично пообщался с носорогом. По-моему, они поняли друг-друга  😀 

Забавна фотосессия с весьма харизматичным козлом, на котором Дали даже прокатился по городу. Художник заявил, что запах козлов ему очень напоминает запах мужчин  😀 

Птички тоже появлялись в компании великого сюрреалиста.

А на следующей фотографии Сальвадор Дали и его жена Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова) позируют в компании с чучелом ягненка.

Следующая фотография тоже явно с чучелом дельфиненка.

Да, жизнь неординарных, талантливых и экстравагантных людей оценивать трудно.

Но мне кажется, что понаблюдав за отношениями Сальвадора Дали и животных, можно уверенно утверждать, что всю жизнь он преданно любил только одно экзотическое создание — СЕБЯ ЛЮБИМОГО,

И для завершения темы, несколько цитат из Дали:

«Скажите мне, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?»

«Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя.»

«В шесть лет я хотел стать поваром, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.»

«Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо. Нельзя разбазаривать богатство.» (Бедняга умирал тяжело — с болезнью Паркинсона, парализованным и полубезумным) 

«Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты.»

«Искусство низачем не нужно. Меня же притягивают бесполезные вещи. И чем никчёмнее, тем сильнее.»


Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе контакты, фотография будет немедленно удалена.

 

Сальвадор Дали и экзотические животные
5 (100%) 15 votes

Добавить комментарий