Зоопсихология и методы изучение психики животных

Моя любимая подруга Анна (11 класс), будучи дочерью мамы-психолога, поддержала Международный день защиты животных очень высокомудрой статьей о принципах изучения психологии животных. В ее семье имеется необходимый объект для изучения — шарпей Бася. Зверюга не все понял в тексте и обещал продолжить изучение во время прогулок и задушевных бесед с хозяйкой.

Анна человек очень яркий и творческий. Ей бы подошло стать хорошим искусствоведом. Когда она анализирует свои любимые сериалы, то поток сознания под силу остановить только всемирному потопу или апокалипсису.

Мне, как владелице 24 хвостатых носителей психики, занимающейся зооинтелектологией, бихейвиоризмом и полевыми исследованиями группового опыта моих зверушек 24 часа в сутки и отражающей свои потрясенные наблюдения в постах этого сайта, данная статья будет источником ежедневного вдохновения.

 Что изучает зоопсихология

Зоопсихология — наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в видовом и индивидуальном аспектах. В психической деятельности отражается восприятие мира животным и отношение к нему, проявляющееся во внешнем поведении, доступном наблюдению со стороны.

Предмет зоопсихологии, психика животных, как научное понятие, представляет собой результат научной переработки наблюдений за животными, следствие предварительной концептуализации, структурирования действительности.

Объектом зоопсихологии является поведение животных как носителей психики.

Современное представление о развитии психики животных можно охарактеризовать следующими положениями:

1) Основной принцип – эволюционный. Более совершенные в эволюционном

плане систематические группы животных обладают потенциальной возможностью к более совершенному отражению.

2) В рамках близких систематических групп фактором, определяющим уровень психического отражения, выступает образ жизни животного.

3) Существует единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение

определяет функцию, но и функция – строение.

4) Развитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств –

«вынесенных» на периферию элементов нервной системы, снабженных дополни-

тельными морфологическими структурами. Параллельно с развитием нервной системы, развитие психики связано с развитием защитных оболочек и механизмов, функция которых направлена на защиту от действия стимулов внешней среды.

5) Появление новых структур или функций, второстепенных в более низких систематических группах, становится в более высоких систематических группах признаком, определяющим адаптацию, межвидовую конкуренцию, освоение новых экологических ниш, и, в конечном этапе, выживание. «Скачок» нового качества отражения формируется ещё внутри предшествующей стадии. Новые структуры могут быть не обязательно связаны со строением нервной системы. На более высоких уровнях развития психики, «защиты», порождаемые для изоляции психики от неадекватной внешней стимуляции, приобретают не морфологические, а функциональные формы

6) Для живого организма защита от стимула представляется более важной

функцией, чем ассимиляция стимула.

7) Психика животных и их поведение образуют непосредственное единство. На любой значимый сигнал внешней среды животное непременно отреагирует двигательной реакцией. Поэтому говорят, что зоопсихология изучает поведение животных, имея в виду изучение психики животных.

8) Критерий высоты психического отражения как способа адаптации живого

организма к внешнему миру выдвинул А.Н. Северцов. Он полагает, что высоту

психического отражения как способа адаптации характеризует степень независимости организма от ограничений, «налагаемых» морфологией.

К методам зоопсихологии относятся наблюдение и эксперимент. Зоопсихологическому эксперименту должно предшествовать наблюдение за животными в природных условиях. Предпочтительнее эксперимент в природных условиях. Оптимальным вариантом является наблюдение за повседневной жизнедеятельностью животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой. Допустимы исследования в искусственно созданных экспериментатором ситуациях, при условии их экологической адекватности.

Зоопсихологические методы предполагают целостный, аутэкологический и синэкологический (для систематических групп позвоночных животных и некоторых беспозвоночных) подходы. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания.Синэкологический подход к изучению психологии животных шире аутэкологического, входящего в синэкологический подход составной частью. Синэкологический подход предполагает, что особь живет не «сама по себе», а в популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация – совместная адаптация (приспособление). Никто из психологов не станет отрицать такой очевидный факт, что психология человека определяется всей совокупностью общественной практики. И только в последнее время, изучая млекопитающих, зоопсихологи стали учитывать влияние совокупной животной практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коинформативного комплекса видов) на формирование образа мира у животных.

Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта, в природе есть, по крайней мере, два пути передачи и ассимиляции группового опыта животными. Первый способ – научение посредством подражания. Второй способ – научение посредством влияния внешней среды, видоизмененной деятельностью других животных. Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе их жизнедеятельности и служит для новых поколений «биологическим сигнальным полем»

Животные действуют под влиянием как внешних (знаковых), так и внутренних

импульсов. В практике полевой работы, первые, в ряде случаев, могут быть ре-

конструированы по следам животных с высокой долей вероятности. В каждом

конкретном случае исследователь делает предположение о том, какой знаковый

объект внешней среды вызвал то или иное движение животного. При этом он принимает решение, исходя из следового рисунка, состояния окружающей среды и

общего контекста наблюдаемого поведения, то есть биологического смысла адаптивной активности животного.

В зоопсихологии встает вопрос о том, на каком уровне эволюционного развития живой материи появляется психика. Исторически есть несколько типов ответов на этот вопрос, крайние и промежуточные позиции.

К крайним позициям относятся:

1) «Антропсихизм» – психика возникла с возникновением человека.

Данное положение предполагает, что психика появляется с момента разделения

субъекта и объекта и становится предметом сознательного восприятия.

2) «Панпсихизм» – вся природа психична, весь мир одухотворен.

К промежуточным взглядам относятся:

3) «Биопсихизм» — психикой обладают все живые организмы.

4) «Нейропсихизм» – психикой обладают организмы, имеющие нервную сис-

тему.

5) «Биокинопсихизм». Согласно этой позиции, психикой обладают живые ор-

ганизмы, способные передвигаться.

6) «Сигналопсихизм». Психикой обладают живые организмы,

способные различать сигналы.

Крайне важный этап в развитии зоопсихологии как научной дисциплины был связан с идеями Чарльза Дарвина, говорившего об инстинктах как форме поведенческого эволюционного приспособления и настаивавшего на том, что психическое приспособление первично по отношению к морфологии организма. Тем самым была заложена база для развития работ в трех основных направлениях:

— изучение эволюционного аспекта поведения;

— изучение роли инстинктов в индивидуальном поведении;

— наблюдение поведенческой общности человека и животных.

В «классической» зоопсихологии изучаются (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

  1. наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях — этология;
  2. способы формирования желательного поведения животных — бихевиоризм;
  3. физиологические основы психической деятельности — нейрофизиология.

Индивидуальное поведение животного сочетает в себе все перечисленные аспекты, но не исчерпывается даже самой изощренной их комбинацией. За пределами возможностей «классической» зоопсихологии остаются такие проблемы, как оценка животным конкретной ситуации, определение эффективности той или иной стратегии поведения и способов её реализации (с точки зрения вероятности достижения цели и затрат), роль партнера, активно или пассивно влияющего на принятие решений, и многие другие аспекты наблюдаемого поведения животных. Именно эти вопросы во многом определяют собой успех использования животных человеком.

Существует также зооинтеллектология – наука об интеллекте животных (в т.ч. человека) как совокупности процессов обработки информации и принятия решений. Зооинтеллектология непротиворечиво объединяет результаты основных направлений «классической» зоопсихологии:

  • этология дает основу для мотивационного анализа и понимания врожденных форм поведения, участвующих в генерации данного поведения;
  • бихевиоризм предоставляет понимание процессов индивидуального развития и накопления и использования жизненного опыта;
  • нейрофизиология определяет реализацию интеллектуальной деятельности в виде системы нервных процессов.
Зоопсихология и методы изучение психики животных
5 (100%) 7 votes

Добавить комментарий